МАОУ Казанцевская СОШ им. Героя Советского Союза А.А. Семирадского
село Казанцево, Шушенский район, Красноярский край
  • Кабинет дефектолога

    «Десять заповедей хороших родителей»

    Уважаемые родители, вы, конечно, стремитесь к тому, чтобы у вас сложились добрые отношения со своим ребенком, чтобы вы были для него примером и авторитетом, чтобы в вашей семье царили взаимные любовь и уважение.

    Хорошее воспитание развивает в детях сопереживание, честность, самостоятельность, самоконтроль, доброту, способность к сотрудничеству и жизнерадостность.

    Ваши устремления достигнут цели, если Вы будете помнить эти десять заповедей замечательного  педагога Януша Корчака:

    1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
    2. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот - третьему, и это необратимый закон благодарности.
    3. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.
    4. Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам и, будь уверен, ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть и больше, поскольку у него нет опыта.
    5. Не унижай!
    6. Не забывай, что самые важные встречи человека - это его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них - мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.
    7. Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка. Мучь, если можешь - но не делаешь. Помни, для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.
    8. Ребенок - это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», «свой» ребенок, но душа, данная на хранение.
    9. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.
    10. Люби своего ребенка любым - неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним - радуйся, потому что ребенок - это праздник, который пока с тобой.

    Консультация для родителей на тему: «что должен знать и уметь ребенок в 6–7 лет»

    Старший дошкольник должен иметь навыки, достаточные для поступления в школу. В наше время появилось много элитных школ и гимназий, изменились и требования к поступающему в школу.

    Интеллектуальное развитие. Старший дошкольник должен уметь контролировать себя, сознательно удерживая внимание в течение получаса. Он достаточно сообразителен, чтобы найти между похожими картинками 8 отличий. Также ему под силу запомнить около десяти картинок и составить по ним рассказ. Количество предложений в рассказе должно быть около восьми предложений. Должен считать до двадцати в прямом и обратном счете. Составлять картинки как минимум из 10 частей.

    Что касается памяти, то выучить пару четверостиший будущему школьнику уже не составить труда.

    Кроме этого, перед школой ребенок должен знать:

    1. Свое имя, фамилию, отчество.

    2. Имя, фамилию, отчество родителей.

    3. Свой адрес: страну, город и домашний адрес.

    4. Знать особенности природы (времена года, понимать разницу между живой и неживой природой.

    5. Отличать диких животных от домашних, знать их детей.

    6. Уметь писать в тетради простейшие фигуры: крючки, овалы, волнистые лини и тд.

    7. Рисовать карандашами, фломастерами, красками (используя кисть) .

    8. Иметь представления о разных профессиях.

    9. Как ухаживать за комнатными растениями.

    10 Самостоятельно раздеваться, одеваться и аккуратно складывать вещи.

    Выполнять задания, не отвлекаясь, около 20-25 минут.

    •     Находить 5 - 6 отличий между предметами и между двумя рисунками.
    •     Удерживать в поле зрения 8-10 предметов.
    •     Копировать в точности узор или движение.
    •     Легко играть в игры на внимательность и быстроту реакции. Например, называйте существительные, но перед игрой договоритесь: если услышал название игрушки – хлопнуть в ладоши; если услышал название школьных принадлежностей – сложить руки на столе; если услышал название предмета для спорта – положил руки на плечи и т.п. Или так: если услышал слово, на конце которого звук «а», – подними руку и т.д.

    Математика

    •     Цифры 0, 1,2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9; знаки «+», «-», «=»,
    •     Как составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание.
    •     Как пользоваться арифметическими знаками действий.
    •     Как разделить круг, квадрат на две и четыре равные части.
    •     Состав чисел первого десятка.
    •     Прямой и обратный порядок числового ряда.
    •     Как получить каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду.

    Память

     Запоминать 8-10 картинок. Запоминать на слух 8-10 слов.

    •     Запоминать считалочки (например: «Три гуся летят над нами, три гуся – над облаками, два спустились за ручей. Сколько было всех гусей?») и скороговорки (например: «Цыпленок с курицей пьют чай на улице»).
    •     Запоминать фразы (например: «Юля и Оля рисуют цветными карандашами»; «Осенью часто идет дождь»; «Лена играла мячом, кубиками, юлой, куклой и мишкой»).
    •     Рассказывать по памяти рассказы, сказки, стихи, содержание картинок.
    •     Повторять в точности текст, состоящий из 3-4 предложений.

    Мышление

    •     Находить и объяснять несоответствия на рисунках.
    •     Находить и объяснять отличия между предметами и явлениями.
    •     Находить среди предложенных предметов лишний, объяснять свой выбор.
    •     Сложить из конструктора по образцу любую фигуру.
    •     Сложить из бумаги, по показанному взрослым образцу, простой предмет (кораблик, лодочку и т. д.).
    •     Вырезать ножницами сложную фигуру по контуру, нарисованному на листе бумаги.
    •     Выполнять аппликации на бумаге, как самостоятельно, так и по образцу.
    •     Складывать пазлы без посторонней помощи.
    •      Закончить предложение: «Если стол выше стула, то стул…», «Если два больше одного, то один…», «Если река глубже ручья, то ручей…» и т. д.
    •     Находить лишнее слово среди группы слов, например: «Василий, Федор, Семен, Иванов, Евгений», «Гнездо, нора, муравейник, курятник, берлога», «Смелый, храбрый, отважный, злой, решительный».
    •     Отвечать на замысловатые вопросы, например: «Когда гусь стоит на одной ноге, он весит 2 килограмма. Сколько будет весить гусь, если встанет на две ноги?» – и т. д.
    •     Определять последовательность событий.


    Мелкая моторика

    •     Регулировать силу нажима на карандаш и кисть и изменять направление движения руки в зависимости от формы изображенного предмета.
    •     Располагать изображение на всем листе или в заданных пределах: на одной линии, на широкой полосе.
    •     Штриховать рисунки, не выходя за их контуры. Аккуратно раскрашивать сложные рисунки.
    •     Ориентироваться в тетради в клетку или в линейку.

    Окружающий мир

    •     Называть свое имя, отчество и фамилию. Называть имя, отчество и фамилию своих родителей. Знать название своего города (села). Знать название столицы Родины. Знать название нашей планеты. Знать свой домашний адрес и город, в котором живет.
    •     Знать названия основных профессий людей. Объяснять, чем характерны эти профессии, какую приносят пользу людям.
    •     Называть времена года, части суток, дни недели, месяцы; знать их количество и последовательность. Называть весенние, летние, осенние и зимние месяцы. Уметь описывать, что происходит с природой в то или иное время года. Ориентироваться во времени.
    •     Иметь представление о природных и погодных явлениях.
    •     Знать основные цвета, основные геометрические фигуры.
    •     Отличать хищных животных от травоядных. Отличать перелетных птиц от зимующих. Отличать садовые цветы от полевых. Отличать деревья от кустарников. Уметь различать зверей, птиц и рыб, отличать диких животных от домашних, деревья от кустарников, фрукты – от ягод и овощей.
    •     Уметь ориентироваться в пространстве. Знать понятия «право – лево», «впереди, позади, слева, справа, вверху, внизу, из, под, над, на и т.д.»
    •     Уметь рассказать, чем он любит заниматься.
    •     Самое главное: ответить на вопрос «зачем он идет в школу?»

    Вот такой большой багаж знаний и умений должен быть накоплен к первому классу.

    Задержка психического развития - что это такое?

    Задержка психического развития – это пограничная форма интеллектуальной недостаточности, личностная незрелость, негрубое нарушение познавательной сферы, синдром временного отставания психики в целом или отдельных её функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоциональных, волевых). Это не клиническая форма, а замедленный темп развития ЗПР является одной из наиболее распространённой формой психической патологии детского возраста.

    Термин «задержка» подчёркивает временной (несоответствие уровня психического развития паспортному возрасту ребёнка) и вместе с тем временный характер самого отставания, которое преодолевается с возрастом и тем успешнее, чем раньше создаются специальные условия для обучения и воспитания ребёнка. ЗПР проявляется в несоответствии интеллектуальных возможностей ребёнка его возрасту.

    Эти дети не готовы к началу школьного обучения по своим знаниям и навыкам, личностной незрелости, поведению.

    Перечислим наиболее характерные особенности детей с ЗПР:

    • снижение работоспособности;
    • повышенная истощаемость;
    • неустойчивость внимания;
    • более низкий уровень развития восприятия;
    • недостаточная продуктивность произвольной памяти;
    • отставание в развитии всех форм мышления;
    • дефекты звукопроизношения;
    • своеобразное поведение;
    • бедный словарный запас;
    • низкий навык самоконтроля;
    • незрелость эмоционально-волевой сферы;
    • ограниченный запас общих сведений и представлений.

    Среди причин ЗПР выделяются следующие:

    1. Слабовыраженные органические повреждения головного мозга, врожденные или возникшие во внутриутробном состоянии, при родовом или раннем периодах жизни ребёнка.
    2. Генетическая обусловленная недостаточность ЦНС.
    3. Интоксикация, инфекции, травмы, обменно-трофические расстройства.
    4. Неблагоприятные социальные факторы (условия воспитания, дефицит внимания и др.)

     Эффективная динамика развития детей намечается тогда, когда своевременно осуществляется клиническая, педагогическая, психологическая диагностика и реализуется необходимая психологическая коррекция, психотерапия, биологическая терапия, а педагогическая коррекция и обучение ведутся с учётом всей сложности, неравномерности и дисгармоничного развития интеллекта и личности детей. В семье, уделяющей ребёнку должное внимание, задержка психического развития может быть полностью или в значительной степени компенсирована путём целенаправленной активизации различных сторон интеллектуальной и эмоциональной сферы. В неблагоприятных же семьях, при отсутствии не только стимуляции психического развития такого ребёнка, но невнимание к его физическому состоянию, своевременному лечению, его психическое развитие ещё более замедляется.

    В первую очередь при подозрении на ЗПР родителям надо обратиться к неврологу и психиатру для уточнения диагноза, определения степени задержки, а также возможных причин и назначения лечения и дополнительных обследований при необходимости (например, электроэнцефалограммы). Следующим специалистом, к которому необходимо пойти, является дефектолог. Он поможет выбрать наиболее подходящие занятия или составит программу для занятий с ребенком в домашних условиях. При наличии речевых проблем также необходимо посетить логопеда. Не стоит забывать и о психологе, в его задачи входит работа с ребенком по преодолению эмоционально-волевой незрелости и введению в деятельность (например, ребенок в процессе занятий учится слушать и анализировать инструкции к заданиями и т.п.), по расширению кругозора, а также помощь родителям в выстраивании эффективного взаимодействия с ребенком.

    Некоторые дети с задержкой психического развития оказываются не готовы к обучению в школе. У них не сформирована личностная и интеллектуальная готовность к школьному обучению, отмечается недостаток знаний и представлений об окружающем мире, а также несовершенство учебных навыков для усвоения программного школьного материала. Такие дети не могут без специальной помощи овладеть счетом, чтением и письмом. Также им трудно систематически соблюдать принятые в школе нормы и правила поведения. Учащиеся младших классов с задержкой психического развития быстро утомляются, особенно при интенсивной интеллектуальной нагрузке. Субъективные затруднения в усвоении учебного материала могут привести к отказу выполнять задания учителя как в классе, так и дома. Поэтому, прежде чем отдавать ребенка в школу с «хорошей» или «сильной» программой, родители должны оценить возможности своего будущего первоклассника, чтобы школа не стала для ребёнка пыткой.

    Ещё раз хочется отметить, что задержка психического развития - не приговор. При правильном подходе и понимании потребностей и особенностей развития ребенка ЗПР вполне преодолима. Часто дети с ЗПР уже к началу обучения в школе этого диагноза не имеют и вполне успешно адаптируются как в школе, так и во взрослой жизни.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie