Кабинет дефектолога
«Десять заповедей хороших родителей»
Уважаемые родители, вы, конечно, стремитесь к тому, чтобы у вас сложились добрые отношения со своим ребенком, чтобы вы были для него примером и авторитетом, чтобы в вашей семье царили взаимные любовь и уважение.
Хорошее воспитание развивает в детях сопереживание, честность, самостоятельность, самоконтроль, доброту, способность к сотрудничеству и жизнерадостность.
Ваши устремления достигнут цели, если Вы будете помнить эти десять заповедей замечательного педагога Януша Корчака:
- Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
- Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот - третьему, и это необратимый закон благодарности.
- Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.
- Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам и, будь уверен, ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть и больше, поскольку у него нет опыта.
- Не унижай!
- Не забывай, что самые важные встречи человека - это его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них - мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.
- Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка. Мучь, если можешь - но не делаешь. Помни, для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.
- Ребенок - это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», «свой» ребенок, но душа, данная на хранение.
- Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.
- Люби своего ребенка любым - неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним - радуйся, потому что ребенок - это праздник, который пока с тобой.
Консультация для родителей на тему: «что должен знать и уметь ребенок в 6–7 лет»
Старший дошкольник должен иметь навыки, достаточные для поступления в школу. В наше время появилось много элитных школ и гимназий, изменились и требования к поступающему в школу.
Интеллектуальное развитие. Старший дошкольник должен уметь контролировать себя, сознательно удерживая внимание в течение получаса. Он достаточно сообразителен, чтобы найти между похожими картинками 8 отличий. Также ему под силу запомнить около десяти картинок и составить по ним рассказ. Количество предложений в рассказе должно быть около восьми предложений. Должен считать до двадцати в прямом и обратном счете. Составлять картинки как минимум из 10 частей.
Что касается памяти, то выучить пару четверостиший будущему школьнику уже не составить труда.
Кроме этого, перед школой ребенок должен знать:
1. Свое имя, фамилию, отчество.
2. Имя, фамилию, отчество родителей.
3. Свой адрес: страну, город и домашний адрес.
4. Знать особенности природы (времена года, понимать разницу между живой и неживой природой.
5. Отличать диких животных от домашних, знать их детей.
6. Уметь писать в тетради простейшие фигуры: крючки, овалы, волнистые лини и тд.
7. Рисовать карандашами, фломастерами, красками (используя кисть) .
8. Иметь представления о разных профессиях.
9. Как ухаживать за комнатными растениями.
10 Самостоятельно раздеваться, одеваться и аккуратно складывать вещи.
Выполнять задания, не отвлекаясь, около 20-25 минут.
- Находить 5 - 6 отличий между предметами и между двумя рисунками.
- Удерживать в поле зрения 8-10 предметов.
- Копировать в точности узор или движение.
- Легко играть в игры на внимательность и быстроту реакции. Например, называйте существительные, но перед игрой договоритесь: если услышал название игрушки – хлопнуть в ладоши; если услышал название школьных принадлежностей – сложить руки на столе; если услышал название предмета для спорта – положил руки на плечи и т.п. Или так: если услышал слово, на конце которого звук «а», – подними руку и т.д.
Математика
- Цифры 0, 1,2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9; знаки «+», «-», «=»,
- Как составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание.
- Как пользоваться арифметическими знаками действий.
- Как разделить круг, квадрат на две и четыре равные части.
- Состав чисел первого десятка.
- Прямой и обратный порядок числового ряда.
- Как получить каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду.
Память
Запоминать 8-10 картинок. Запоминать на слух 8-10 слов.
- Запоминать считалочки (например: «Три гуся летят над нами, три гуся – над облаками, два спустились за ручей. Сколько было всех гусей?») и скороговорки (например: «Цыпленок с курицей пьют чай на улице»).
- Запоминать фразы (например: «Юля и Оля рисуют цветными карандашами»; «Осенью часто идет дождь»; «Лена играла мячом, кубиками, юлой, куклой и мишкой»).
- Рассказывать по памяти рассказы, сказки, стихи, содержание картинок.
- Повторять в точности текст, состоящий из 3-4 предложений.
Мышление
- Находить и объяснять несоответствия на рисунках.
- Находить и объяснять отличия между предметами и явлениями.
- Находить среди предложенных предметов лишний, объяснять свой выбор.
- Сложить из конструктора по образцу любую фигуру.
- Сложить из бумаги, по показанному взрослым образцу, простой предмет (кораблик, лодочку и т. д.).
- Вырезать ножницами сложную фигуру по контуру, нарисованному на листе бумаги.
- Выполнять аппликации на бумаге, как самостоятельно, так и по образцу.
- Складывать пазлы без посторонней помощи.
- Закончить предложение: «Если стол выше стула, то стул…», «Если два больше одного, то один…», «Если река глубже ручья, то ручей…» и т. д.
- Находить лишнее слово среди группы слов, например: «Василий, Федор, Семен, Иванов, Евгений», «Гнездо, нора, муравейник, курятник, берлога», «Смелый, храбрый, отважный, злой, решительный».
- Отвечать на замысловатые вопросы, например: «Когда гусь стоит на одной ноге, он весит 2 килограмма. Сколько будет весить гусь, если встанет на две ноги?» – и т. д.
- Определять последовательность событий.
Мелкая моторика
- Регулировать силу нажима на карандаш и кисть и изменять направление движения руки в зависимости от формы изображенного предмета.
- Располагать изображение на всем листе или в заданных пределах: на одной линии, на широкой полосе.
- Штриховать рисунки, не выходя за их контуры. Аккуратно раскрашивать сложные рисунки.
- Ориентироваться в тетради в клетку или в линейку.
Окружающий мир
- Называть свое имя, отчество и фамилию. Называть имя, отчество и фамилию своих родителей. Знать название своего города (села). Знать название столицы Родины. Знать название нашей планеты. Знать свой домашний адрес и город, в котором живет.
- Знать названия основных профессий людей. Объяснять, чем характерны эти профессии, какую приносят пользу людям.
- Называть времена года, части суток, дни недели, месяцы; знать их количество и последовательность. Называть весенние, летние, осенние и зимние месяцы. Уметь описывать, что происходит с природой в то или иное время года. Ориентироваться во времени.
- Иметь представление о природных и погодных явлениях.
- Знать основные цвета, основные геометрические фигуры.
- Отличать хищных животных от травоядных. Отличать перелетных птиц от зимующих. Отличать садовые цветы от полевых. Отличать деревья от кустарников. Уметь различать зверей, птиц и рыб, отличать диких животных от домашних, деревья от кустарников, фрукты – от ягод и овощей.
- Уметь ориентироваться в пространстве. Знать понятия «право – лево», «впереди, позади, слева, справа, вверху, внизу, из, под, над, на и т.д.»
- Уметь рассказать, чем он любит заниматься.
- Самое главное: ответить на вопрос «зачем он идет в школу?»
Вот такой большой багаж знаний и умений должен быть накоплен к первому классу.
Задержка психического развития - что это такое?
Задержка психического развития – это пограничная форма интеллектуальной недостаточности, личностная незрелость, негрубое нарушение познавательной сферы, синдром временного отставания психики в целом или отдельных её функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоциональных, волевых). Это не клиническая форма, а замедленный темп развития ЗПР является одной из наиболее распространённой формой психической патологии детского возраста.
Термин «задержка» подчёркивает временной (несоответствие уровня психического развития паспортному возрасту ребёнка) и вместе с тем временный характер самого отставания, которое преодолевается с возрастом и тем успешнее, чем раньше создаются специальные условия для обучения и воспитания ребёнка. ЗПР проявляется в несоответствии интеллектуальных возможностей ребёнка его возрасту.
Эти дети не готовы к началу школьного обучения по своим знаниям и навыкам, личностной незрелости, поведению.
Перечислим наиболее характерные особенности детей с ЗПР:
- снижение работоспособности;
- повышенная истощаемость;
- неустойчивость внимания;
- более низкий уровень развития восприятия;
- недостаточная продуктивность произвольной памяти;
- отставание в развитии всех форм мышления;
- дефекты звукопроизношения;
- своеобразное поведение;
- бедный словарный запас;
- низкий навык самоконтроля;
- незрелость эмоционально-волевой сферы;
- ограниченный запас общих сведений и представлений.
Среди причин ЗПР выделяются следующие:
- Слабовыраженные органические повреждения головного мозга, врожденные или возникшие во внутриутробном состоянии, при родовом или раннем периодах жизни ребёнка.
- Генетическая обусловленная недостаточность ЦНС.
- Интоксикация, инфекции, травмы, обменно-трофические расстройства.
- Неблагоприятные социальные факторы (условия воспитания, дефицит внимания и др.)
Эффективная динамика развития детей намечается тогда, когда своевременно осуществляется клиническая, педагогическая, психологическая диагностика и реализуется необходимая психологическая коррекция, психотерапия, биологическая терапия, а педагогическая коррекция и обучение ведутся с учётом всей сложности, неравномерности и дисгармоничного развития интеллекта и личности детей. В семье, уделяющей ребёнку должное внимание, задержка психического развития может быть полностью или в значительной степени компенсирована путём целенаправленной активизации различных сторон интеллектуальной и эмоциональной сферы. В неблагоприятных же семьях, при отсутствии не только стимуляции психического развития такого ребёнка, но невнимание к его физическому состоянию, своевременному лечению, его психическое развитие ещё более замедляется.
В первую очередь при подозрении на ЗПР родителям надо обратиться к неврологу и психиатру для уточнения диагноза, определения степени задержки, а также возможных причин и назначения лечения и дополнительных обследований при необходимости (например, электроэнцефалограммы). Следующим специалистом, к которому необходимо пойти, является дефектолог. Он поможет выбрать наиболее подходящие занятия или составит программу для занятий с ребенком в домашних условиях. При наличии речевых проблем также необходимо посетить логопеда. Не стоит забывать и о психологе, в его задачи входит работа с ребенком по преодолению эмоционально-волевой незрелости и введению в деятельность (например, ребенок в процессе занятий учится слушать и анализировать инструкции к заданиями и т.п.), по расширению кругозора, а также помощь родителям в выстраивании эффективного взаимодействия с ребенком.
Некоторые дети с задержкой психического развития оказываются не готовы к обучению в школе. У них не сформирована личностная и интеллектуальная готовность к школьному обучению, отмечается недостаток знаний и представлений об окружающем мире, а также несовершенство учебных навыков для усвоения программного школьного материала. Такие дети не могут без специальной помощи овладеть счетом, чтением и письмом. Также им трудно систематически соблюдать принятые в школе нормы и правила поведения. Учащиеся младших классов с задержкой психического развития быстро утомляются, особенно при интенсивной интеллектуальной нагрузке. Субъективные затруднения в усвоении учебного материала могут привести к отказу выполнять задания учителя как в классе, так и дома. Поэтому, прежде чем отдавать ребенка в школу с «хорошей» или «сильной» программой, родители должны оценить возможности своего будущего первоклассника, чтобы школа не стала для ребёнка пыткой.
Ещё раз хочется отметить, что задержка психического развития - не приговор. При правильном подходе и понимании потребностей и особенностей развития ребенка ЗПР вполне преодолима. Часто дети с ЗПР уже к началу обучения в школе этого диагноза не имеют и вполне успешно адаптируются как в школе, так и во взрослой жизни.