Зачем готовить детей к школе?
Поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка. В первом классе у него начинается новый этап в развитии, ему предстоит осваивать формы деятельности, не всегда похожие на прежние, вырабатывать иной стиль отношения со сверстниками и взрослыми, физиологически перестраиваться. Благодаря работе дошкольной группы наши новые ученики проживают этот этап успешнее. Первые шаги по открытию в этом направлении были сделаны пять лет назад. Основная наша задача — сделать процесс адаптации для будущих школьников щадящим. Практика показала, что дети, прошедшие подготовку у нас в школе, быстрее осваивают социальные нормы, правила поведения, учатся слушать и слышать педагога. В течение года с ребятами работают по развитию мелкой моторики и познавательных способностей, по формированию связной речи. Ребята в игровой форме знакомятся со звуками, цифрами, счетом, учатся правильно держать карандаш, ручку. Мы готовим ребенка к новой социальной роли. Будущие первоклассники в первом классе начинают своё обучение с учётом уже накопленного опыта, им комфортно, они готовы к новой роли, уверены в своих силах.
Несомненно, важную роль в процессе подготовки детей к школе играют родители. Работа с родителями ведется на протяжении всего учебного года. Проводятся мастер классы, тренинги с родителями, на которых выявляются их проблемные места, определяются запросы. На родительских собраниях ведется разговор о том, как готовить ребенка в школу, рассказывается о развитии познавательных и творческих способностей, об особенностях возраста, проводятся индивидуальные консультации педагога, логопеда и дефектолога. Педагоги помогают родителям организовать правильный режим жизни ребенка в семье, знакомят их с необходимым объемом знаний и умений, который должен иметь дошкольник при поступлении в школу, с тем, как развивать у него память, внимание, способность анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы. Это позволяет родителям обратить внимание на проблемные места, скорректировать поведение ребенка, его волевую сферу, вооружится новыми знаниями и совместно с ребенком быть готовыми к новому периоду в их жизни. Мониторинг готовности к школе показывает, что у детей, посещающих предшкольную группу «Развивайка», показатели готовности к школе выше на 25-30%, чем у остальных детей.
С шести или с семи лет нужно отдавать ребенка в 1 класс?
Однозначно ответить на этот вопрос нельзя, так как необходимо учитывать ряд факторов, определяющих подготовленность ребенка к обучению. Именно от того, насколько ребенок развит физически, психически, умственно и личностно, а также каково состояние здоровья ребенка, и будет зависеть, с какого возраста ему необходимо начать обучение в школе. Имеет значение весь комплекс факторов, определяющих уровень развития ребенка, при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными и не приведут к нарушению его здоровья.
У детей, не подготовленных к систематическому обучению, труднее и дольше проходит период адаптации (приспособления) к школе, у них гораздо чаще проявляются различные трудности обучения, среди них значительно больше неуспевающих, и не только в первом классе.
Обязательным условием для приема в школу детей седьмого года жизни является достижение ими к 1 сентября возраста не менее шести с половиной лет.
Основной целью собеседования с будущим первоклассником и его родителями при поступлении в школу является:
- · выявление уровня дошкольной подготовки, развития и готовности к систематическому обучению в школе;
- рекомендации родителям по составлению индивидуального плана подготовки ребенка к началу обучения, коррекционной работе, предлагаются консультации с узкими специалистами;
- заблаговременный прогноз трудностей и своевременная помощь со стороны родителей, учителей, специалистов — задача, стоящая перед коллективом школы при первом знакомстве с будущим первоклассником.
Каковы критерии готовности ребенка к обучению в школе?
К началу обучения в школе у ребенка должны быть развиты элементарные математические представления.
Он должен знать:
- состав чисел первого десятка (из отдельных единиц и из двух чисел);
- как получить число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду;
- цифры 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9;
- понятия +, -, =, >, <;
- название текущего месяца, последовательность дней недели;
Он должен уметь:
- называть числа в прямом и обратном порядке;
- соотносить цифру и число предметов;
- пользоваться знаками арифметических действий;
- составлять из нескольких треугольников, четырехугольников фигуры большего размера;
- делить круг, квадрат на 2 и 4 части;
- ориентироваться на листке клетчатой бумаги.
К началу обучения в школе в области развития речи дети должны уметь:
- строить сложные предложения разных видов;
- составлять рассказы по картине, серии картинок, небольшие сказки;
- находить слова с определенным звуком;
- определять место звука в слове;
- составлять предложения из 3-4 слов;
- членить простые предложения на слова;
- членить слова на слоги (части);
- самостоятельно, выразительно, последовательно передавать содержание небольших литературных текстов, драматизировать небольшие произведения.
В области представлений об окружающем мире:
- уметь различать по внешнему виду растения, распространенные в данной местности;
- иметь представление о сезонных явлениях природы;
- знать свой домашний адрес, фамилию, имя, отчество родителей.
Каковы критерии психологической готовности ребенка к школе?
1. Социально-психологическая готовность к школе:
- учебная мотивация (хочет идти в школу; понимает важность и необходимость учения; проявляет выраженный интерес к получению новых знаний);
- умение общаться со сверстниками и взрослыми (ребенок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признает авторитет взрослых);
- умение принять учебную задачу (внимательно выслушать, по необходимости уточнить задание).
- 2. Развитие школьно-значимых психологических функций:
- развитие мелких мышц руки (рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом, ножницами);
- пространственная организация, координация движений (умение правильно определять выше — ниже, вперед — назад, слева — справа);
- координация в системе глаз — рука (ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ — узор, фигуру — зрительно воспринимаемый на расстоянии (например, из книг);
- развитие логического мышления (способность находить сходства и различия разных предметов при сравнении, умение правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам);
- развитие произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15-20 минут);
- развитие произвольной памяти (способность к опосредованному запоминанию: связывать запоминаемый материал с конкретным символом /слово — картинка либо слово — ситуация/).
Какие требования предъявляет школа к развитию речи ребенка?
- Умение правильно произносить все звуки речи и различать их на слух;
- Умение употреблять разные части речи точно по смыслу;
- Умение использовать в речи синонимы, антонимы, существительные с обобщающим значением;
- Умение отвечать на вопросы и задавать их;
- Умение самостоятельно передавать содержание литературных текстов;
- Умение составлять рассказы о предметах (по плану, предложенному взрослым, по картинке, по серии сюжетных картинок);
- Кругозор (представление ребенка о мире достаточно развернуто, развита память, внимание, другие интеллектуальные способности).
В период подготовки ребёнка к школе полезны занятия по развитию:
1. Развитие мелких мышц руки (работа с конструкторами разного типа; работа с ножницами, пластилином; рисование в альбомах (карандашами, красками).
2. Развитие познавательных способностей (развитие памяти, внимания, восприятия, мышления).