МАОУ Казанцевская СОШ им. Героя Советского Союза А.А. Семирадского
село Казанцево, Шушенский район, Красноярский край
  • Кабинет логопеда

    Родителям школьников о чтении и письме

    Читайте книги вместе с ребенком. Ребятам в первом классе трудно самим читать книги, надо читать вместе с ними. Когда ребенок уже обучится читать, можно просить его рассказать, чем же закончился рассказ: «Я только что пришел с работы, не успеваю прочесть, пожалуйста, расскажи, что там было!»

    Существует очень интересная и результативная методика – каждый час читать по 5 минут. Всего по пять минут. Первоклассник не успеет утомиться. Книжка должна ему нравиться, иметь крупный шрифт, красивые картинки. Ребенок сам выберем себе книжку. Там, где он остановился, пусть поставит точку карандашом. Закладка должна быть красивой.

     Пусть ваш старший ребенок почитает книжки младшему. Это будет полезно и им и вам – даст вам немного свободного времени. Даже, если младший прослушал лишь три минуты – это все равно полезно и замечательно. И воспитывает в них чувство любви, привязанности. Старший чувствует ответственность и то, что в нем остро нуждаются. Маленьким детям читают только добрым веселым голосом. Больше им нравится рифмованная речь, у нее есть ритм, своя музыка. Старший учится наблюдать, когда маленький готов послушать книжку, когда он хочет поиграть-побегать, а когда – спать и срочно, иначе уснет прямо там, где сидит.

     В книжке и ребенок, и вы встретите много слов, сложных для написания. Да, там не будет подбора однокоренных слов, не стоят падежи, и нет ударения, но ребенок быстро и накрепко усваивает, что и как пишется, запоминает слова-предметы, слова-признаки, слова-действия. Школьник учится строить предложения, связывать предложения между собой. Нужна только интересная и красивая книжка. Пусть ребенок сочувствует героям. Прошу, обратите внимание на К.Г.Паустовского, он с любовью пишет о природе, о животных, о людях. Если прочесть много красивых стихов, то, возможно, ребенок и сам сочинит стихотворение. Запишите его стразу же – чтобы оно не забылось, и, конечно, похвалите ребенка снова.

    Не заваливайте ребенка книгами. Пусть ему будет интересно. Мы помним, если сильно переесть, то наступает отторжение. С избытком книг та же история. Не допускайте утомления, смена рода деятельности нам сильно поможет.

    Иначе, зачем нам библиотека, если она не ближайший наш друг в любые дни, даже в дни тягот и болезней. Детям важен ваш пример. Читайте книжку при ребенке, пусть видит, как вы получаете удовольствие от чтения.

    Необходимо беседовать. Иногда заданный вопрос приносит больше пользы, чем сказанный ответ. Дайте ребенку подумать. Если он придумал неправильно, не говорите «нет», очень мягко направьте его мысль в нужное русло, ведь ребенок старался, а это похвально!

    Хотя бы 15 минут в день необходимо уделять ребенку – повернувшись к нему лицом, внимательно слушать, не перебивая, задавая вопросы и сопереживая ему, что произошло за день. Это же нас застрахует от многих неприятных сюрпризов.

    Детям до 14 лет свойственно молчать о многих вещах, которые их беспокоят, или даже безотлагательно требуют вмешательства взрослого! И это же выслушивание ребенка, внимание к его личности, оградит нас от львиной доли проблем подросткового возраста, ведь будет налаженный контакт между ребенком и взрослым, будет доверие, ребенок будет знать, что что-то рассказать взрослому безопасно, что ему помогут, а не станут стыдить, высмеивать. Достаточно всего несколько раз так поступить, пусть не со зла, пусть от усталости, и доверие ребенка необходимо будет восстанавливать.

    Никогда не обзывайте ребенка, нельзя говорить «ты такой-то». Можно говорить «ты поступил так-то». И всегда говорите, что любите ребенка. Такого, какой он есть, не смотря ни на что! И «в следующий раз у тебя получится! Я горжусь тобой!» Напоминайте ему об успехах. Ребенок – ненаглядный, любимый, бесценный. Это – сокровище, солнышко, ваша жемчужинка.

    Режим и отдых. Вечный двигатель существует. Это подтвердит каждая мама на свете. Время бодрствования у детей проходит активно. Нет смыла напоминать, что соблюдение режима – основа крепкой нервной системы ребенка. А чтобы ребенок спал хорошо и с улыбкой засыпал, не ограничивайте физическую активность на прогулках – пусть лазает, бегает, ходит по бордюрам, прыгает на одной ножке, на скакалке, носится «в догонялки», скатывается с горки, пускает кораблики в луже. Одежду можно и постирать, а нервная система у ребенка окрепнет, не говоря уже о физической форме. Кричать и шуметь ребенку необходимо, но делать это надо в подходящем для этого месте. Действия надо сопровождать словами, это развивает речь. Мы помним, что деятельность школьника должна быть посильной и не превышать возможности ребенка.

    Для поддержания оптимальной работоспособности необходимы: сон, пребывание на открытом воздухе, отдых по своему выбору. Прогулка помогает справиться с утомлением, кровь насыщается кислородом, это очень полезно и для головного мозга. Прогулка оказывает закаливающее действие. Сон длительностью 10-10,5 часов в сутки. Для ослабленных школьников будет полезна лечебная физкультура, физиотерапия, улучшенное питание, повторные медицинские обследования.

     Помогут повысить работоспособность активные физические упражнения, прослушивание бодрой любимой музыки, обтирание холодным полотенцем.

    Важно просматривать школьные тетради ребенка. Напоминайте, как пишутся буквы, в какую сторону они обращены, куда направлены хвостики, как соединяются буквы, чтобы «о» не напоминала «а», а некоторые буквы не выглядели уж вовсе диковинно.

    Почерк - выражение всех трудностей школьника. Как правило, у деток с нарушением письменной речи выделяется достаточно резко два типа почерка: один мелкий, бисерный и "красивый"; другой - огромный, корявый, неуклюжий, "уродливый". За красотой в данном случае гнаться не нужно, она придет сама. Как показывает опыт, как раз неуклюжие и громадные буквы и есть то, к чему в итоге должен прийти и над чем работать ребенок. Этот почерк - его настоящее лицо, лицо честного первоклассника, который хочет и может учиться.

    В течение некоторого времени (обычно двух-трех недель на это хватает) в тетради В КЛЕТОЧКУ переписывается КАЖДЫЙ ДЕНЬ абзац текста из любого художественного произведения или упражнения из учебника НЕБОЛЬШОГО РАЗМЕРА.

    Текст, что ОЧЕНЬ ВАЖНО, переписывается ПО КЛЕТОЧКАМ, ПО ОДНОЙ БУКВЕ В КЛЕТКЕ, БУКВА ДОЛЖНА ЗАНИМАТЬ КЛЕТКУ ЦЕЛИКОМ!

    Немаловажна здесь и психологическая подготовка ребенка к занятиям. При неблагоприятной психологической атмосфере, занятиям "из-под палки", результатов может не быть. Объем текста, должен быть небольшим, для ребенка до десяти лет это может быть всего одна строка в день, но как следует, отчетливо переписанная. Общая цель - не допустить ни малейшего отвращения, усталости, даже недовольства собой!

    Массаж подушечек пальцев важен для правильной работы мозга при письме. Это советую ВСЕ логопеды. Поэтому хорошо если место "хватки" пишущего предмета (ручки или карандаша) покрыто ребрышками или пупырышками.

    Воздержитесь от покупки большого количества ручек неестественно ярких, резких цветов. Пусть ручка вашего ребенка будет писать обычным цветом, но сама она может быть красиво оформлена, такую ручку будет приятно взять в руки. Какая-то ручка может казаться ребенку удобной, какая-то нет. Это надо учесть, потому что неудобство при письме допускать не следует. Это взрослые могут легко писать любой ручкой, для ребенка же ручка должна быть удобна. И сам ребенок может промолчать о неудобствах, придется расспрашивать, ведь мы же хотим достигнуть успеха.

    Что бы ни случилось, все будет хорошо. Нарушения речи поддаются коррекции, нужно только приложить усилия.

    Готовность ребёнка к школьному обучению

    Трудно встретить ребёнка, который шёл бы в школу с намерениями учиться плохо. Наоборот, дети уверены, что будут хорошими учениками, будут получать только «пятёрки» и их школьная жизнь принесёт только радость.

    Но вот проходит совсем немного времени, и родители начинают жаловаться, что по утрам ребёнка не поднимешь, что слова «пора в школу» тут же вызывают бурную реакцию: «Не хочу!» Дети начинают с нетерпением ждать каникул. Если такие переживания, связанные с учёбой, многократно повторяются и накапливаются, то у ребёнка «включается» естественный защитный механизм: избежание ситуаций, причиняющих страдания.

    Когда ожидания связанные с учением, ориентированные на школьные успехи не оправдываются, психика ребёнка подвергается сильной деформации, что приводит к тяжёлым последствиям, от глубоко укоренившейся неуверенности в себе до отказа от всякой деятельности, требующей усилий.

    Родители такого ученика часто жалуются, что ему с трудом даётся письмо, а читает, набирая слова по буквам. Задачу он может решить только после подробного разъяснения, а примеры решает легко. И не могут понять, почему у ребёнка ничего не получается, не смотря на старания.

              Именно неуспеваемость по письму вызывает тревогу у учителей. В письменных работах таких учащихся встречается большое количество ошибок, связанных с плохим усвоением грамматики и правописания, с неумением использовать знакомые правила на практике.

             Наряду с орфографическими ошибками довольно часто встречаются и специфические. Это, прежде всего замены букв, соответствующих сходных и недостаточно дифференцируемым звукам, нередки пропуски букв и целых слогов, перестановки того и другого, а в отдельном случае полное искажение слов.

           Неумение точно и быстро выделять звуки, определять их место в слове приводит к тому, что во время диктанта учащиеся не успевают проанализировать многих слов в предложении и применять правила правописания.

            Бедность словарного запаса, неумение выразить основную мысль в виде распространенного предложения, непонимание причинно-следственных связей приводит к тому, что дети на более поздних этапах обучения не умеют писать изложения и сочинения.

          Поэтому проблема неуспеваемости по письму и чтению требует особого внимания со стороны родителей.

     Чтобы выбрать правильный путь индивидуальной коррекции, необходимо определить форму нарушения. Выделяют 5 форм дисграфии:


    1. Артикуляторно-акустическая форма.

     
         Ребенок, имеющий нарушение звукопроизношения, опираясь на свое неправильное произношение, фиксирует его на письме. Иными словами, пишет так, как произносит. Значит, до тех пор, пока не будет исправлено звукопроизношение, заниматься коррекцией письма с опорой на проговаривание нельзя.
    2. Акустическая форма.

    Эта форма дисграфии проявляется в заменах букв, соответствующих, фонетически близким звукам. При этом в устной речи звуки произносятся правильно. На письме чаще всего смешиваются буквы, обозначающие звонкие - глухие (Б-П; В-Ф; Д-Т; Ж-Ш и т.д.), свистящие - шипящие (С-Ш; З-Ж и т.д.), аффрикаты и компоненты, входящие в их состав (Ч-Щ; Ч-ТЬ; Ц-Т; Ц-С и т.д.).
    Также проявляется в неправильном обозначении мягкости согласных на письме: «писмо», «лубит», «больит» и т.д.

    3. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.
    Для этой формы дисграфии наиболее характерны следующие ошибки:

    • пропуски букв и слогов;
    • перестановка букв и (или) слогов;   
    • недописывание слов;
    • написание лишних букв в слове (бывает когда ребенок, проговаривая при письме, очень долго «поет звук»;
    • повторение букв и (или) слогов;
    • контоминация - в одном слове слоги разных слов;
    • слитное написание предлогов, раздельное написание приставок («настоле», «на ступила»);

    Это наиболее часто встречающаяся форма дисграфии у детей, страдающих нарушениями письменной речи.

    4. Аграмматическая дисграфия.

     Связана с недоразвитием грамматического строя речи. Ребенок пишет аграмматично, т.е. как бы вопреки правилам грамматики («красивый сумка», «веселые день»). Аграмматизмы на письме отмечаются на уровне слова, словосочетания, предложения и текста.
    Аграмматическая дисграфия обычно проявляется с 3-го класса, когда школьник, уже овладевший грамотой, «вплотную» приступает к изучению грамматических правил. И здесь вдруг обнаруживается, что он никак не может овладеть правилами изменения слов по падежам, числам, родам. Это выражается в неправильном написании окончаний слов, в неумении согласовать слова между собой.
         5. Оптическая дисграфия.

     В основе оптической дисграфии лежит недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза. Все буквы русского алфавита состоят из набора одних и тех же элементов («палочки», «овалы») и нескольких «специфичных» элементов.  Одинаковые элементы по-разному комбинируясь в пространстве, и образуют различные буквенные знаки:  и  ш ц щ; б в д у…..

    Если ребенок не улавливает тонких различий между буквами, то это непременно приведет к трудностям усвоения начертания букв и к неправильному изображению их на письме.

    Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения

    1. Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.
      2. Полная сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка.
      3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи: умение выделять начальный гласный звук из состава слова; анализ гласных из трех звуков типа ауи; анализ обратного слога гласный - согласный типа ап; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове и т.д. Дети должны знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение», звуки гласный, согласный, звонкий, глухой, твердый, мягкий. Оцениваются умение работать со схемой слова, разрезной азбукой, навыки послогового чтения.
      4. Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, умение образовывать слова в нужной форме, выделять звуковые и смысловые различия между словами: меховая, меховой; образовывать прилагательные от существительных.
      5. Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением; правильно строить простые предложения, видеть связь слов в предложениях, распространять предложения второстепенными и однородными членами; работать с деформированным предложением, самостоятельно находить ошибки и устранять их; составлять предложения по опорным словам и картинкам. Владеть пересказом рассказа, сохраняя смысл и содержание. Составлять самостоятельно рассказ-описание.

    Логопедическое сопровождение обучающихся с ОВЗ

    Конспект учебного занятия «Продукты питания»

    Автор: Хольшина Ольга Николаевна.

    Должность: учитель-логопед.

    Место работы: МАОУ Казанцевская СОШ имени Героя Советского Союза Александра Антоновича Семирадского.

     

    Пояснительная записка

    Данное занятие предназначено для учащихся 1- 2 классов имеющих особенности в психическом развитии (РАС). Нуждающихся в создании условий для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.

              Образовательная программа: Адаптированная основная общеобразовательная программа (АООП), Пр. № 1599, вар.2 с учётом индивидуальных психофизических особенностей и специальных условий получения образования

          Условия для проведения:

    — индивидуальное занятие;

    —  продолжительность – 20-25 минут;

    — специалист сопровождения — учитель – логопед;

    — охранительный педагогический режим;

    — создание климата психологического комфорта для ребёнка.

    Полный конспект занятия можно скачать по этой ссылке.

    Конспект учебного занятия «Зоопарк»

    Автор: Хольшина Ольга Николаевна.

    Должность: учитель-логопед.

    Место работы: МАОУ Казанцевская СОШ имени Героя Советского Союза Александра Антоновича Семирадского.

     

    Пояснительная записка

    Данное занятие предназначено для учащихся 2- 3 классов имеющих особенности в психическом развитии (РАС). Нуждающихся в создании условий для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.

              Образовательная программа: Адаптированная основная общеобразовательная программа (АООП), Пр. № 1599, вар.2 с учётом индивидуальных психофизических особенностей и специальных условий получения образования.

    Рекомендации ПМПК: 

    Занятия с логопедом по коррекции звукопроизношения; по развитию лексико-грамматических категорий языка.

    Продолжительность  25-30 минут (коррекция звукопроизношения + развитие речи). Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие

    Тема:  Зоопарк. Звуки С, З в слогах, словах, словосочетаниях.

    Цель: научить дифференцировать звуки С и З в слогах, словах, словосочетаниях.

    Полный конспект занятия можно скачать по этой ссылке

    Логопедическое сопровождение детей с РАС

    Логопедическое сопровождение детей с РАС в МАОУ Казанцевской СОШ

    Автор статьи: Хольшина Ольга Николаевна, учитель-логопед МАОУ Казанцевской школы (с. Казанцево, Шушенский район)

           Диагноз «аутизм» ещё недавно был приговором. Считалось, ребенок с таким диагнозом никогда не сможет нормально жить и развиваться. Но в последнее время аутизм привлекает все большее внимание специалистов различного профиля. Такой интерес вызван с одной стороны достижениями в области его клинического изучения, а с другой — неотложностью и сложностью практических вопросов диагностики и  коррекции.  

           Прежде чем приступить к работе с детьми с РАС, было изучено много литературы на данную тему. Но ничего не поможет, пока сам не соприкоснёшься с этими детьми, не изучишь их. Дети с одним диагнозом, оказываются разными по психическому состоянию и по интеллектуальному развитию. И к каждому нужен свой подход, поэтому необходимо создавать атмосферу спокойствия, доверия и доброжелательности. Каждого ребёнка нужно подпустить ближе к себе, похвалить его, погладить по голове. Это сделать сложно, т.к. они не подпускают близко к себе, относятся к этому раздраженно. Понадобится время.

           Учитель-логопед, один из специалистов оказывающих адресную помощь детям с РАС. У детей с РАС наблюдается широкий спектр речевых расстройств, очень часто именно учитель-логопед является тем человеком, который должен провести первичную диагностику развития ребёнка и скоординировать семью для дальнейших действий.

          Речевое развитие детей с РАС и нарушением интеллекта к моменту начала обучения в школе вариативно, программы коррекции строятся в зависимости от выраженности аутистических нарушений, неврологических особенностей и особенностей поведения ребенка.

          У детей отсутствует фразовая речь, при этом они могут цитировать большие по объему тексты, декламировать любимые стихи в процессе речевых аутостимуляций. Их речь соответствует примерно возрасту двух лет, для которого нормативным считается отсутствие фразы, использование глаголов в инфинитивной форме, отсутствие местоимений, включая «я», присутствие в речи распространенных штамповых конструкций. Однако зрительное восприятие, моторная функция, непроизвольная память у данных школьников могут быть сформированы на более высоком уровне.

           Работу с детьми с РАС строю поэтапно.

    Первый этап —  установление контакта.

    Второй этап – формирование первичных учебных навыков, коммуникативных навыков.

    Третий этап – работа над указательным, утвердительным и отрицательным жестами, над формированием звукопроизносительных навыков.

    Четвёртый этап – обучение чтению.

            На начальном этапе растормаживания речи направляю свою деятельность на:

    — постепенный переход от установления контакта к совместной деятельности;

    — развитие взаимодействия, подражания, имитации действий и движений («Сделай как я»);

    — закрепление связи «звук-символ»;

    — ротовое внимание, игры с артикуляцией;

    — игры с использованием микрофона на развитие дыхания, формирования воздушной струи;

    — подражание неречевым и речевым звукам;

    — формирование фразы – дай мяч, дай кубик и т.п.

     Большую помощь на данном этапе работы оказывают интерактивные игры логопедического портала Мерсибо http://mersibo.ru/ Активное использование  игр на развитие звукоподражания, формирования фонематического слуха, глагольного словаря и т.п. на занятиях дало свои результаты: неговорящие дети повторяют за героями небольшие слова и звукоподражания. Особенно нравятся обучающимся данной категории такие игры, как «Игрозвуки» (игра на подражание речевым звукам), «Тик-так-звуки» (упражнения на звукоподражание), «Кто сказал Му? (игра на различение голосов животных), «Грибники» (игра на развитие звукоподражания и слухового внимания), «Бежит – лежит» (игра на формирование фразы).

    В работе над простым предложением активно использую картинки-схемы для формирования вербального оформления мысли. Большую помощь на данном этапе оказывает приложение для планшетов IPad «Аутизм: Общение», разработанный отечественными и израильскими специалистами. Данное коммуникативное приложение на русском языке помогает аутичному ребёнку научиться общаться с окружающими и развить навыки спонтанной речи. Приложение содержит коммуникатор, при помощи которого ребёнок может обозначать желаемые предметы, так и составлять полноценные предложения-просьбы. Звуковое сопровождение изображений позволяет ребёнку озвучить собственные желания. В нашем случае обучающиеся научились составлять предложения после второго-третьего занятия.

    Работая с аутичными  детьми, приходится создавать всё новые и новые пособия, так как интерес к играм, как к пройденному материалу быстро теряется. Игры и упражнения необходимо использовать через некоторое время для закрепления материала и для диагностики учебных навыков. В  работе с детьми использовались такие игры и пособия как «Парные картинки» (по лексическим темам), «Подбери узор», «Последовательность действий», «Четвёртый лишний», «Противоположности», «Подбери по контуру», «Чья тень?» и т.д. Очень эффективны игры с песком (пересыпание, рисование пальцами), рисование маркером геометрических фигур и обведение их пальцем, рисование лиц с различной мимикой. Использую музыкальные инструменты (губная гармошка, различные свистульки) и мыльные пузыри при работе над артикуляционным  праксисом. Металлофон с цветными клавишами применялся ещё и для изучения основных цветов.

    Чтобы  формирующиеся навыки не оказались нефункциональными, изолированными от ежедневно возникающих социальных ситуаций, использовался метод «сопровождающего обучения», который был основан на применении естественно возникающих ситуаций, эпизодов с целью формирования коммуникативных навыков. В процессе коррекционной работы необходимо комбинировать выполнение учебных заданий и упражнений с использованием повседневных ситуаций. Это позволяет ребенку осуществить перенос формирующихся коммуникативных навыков в различные социальные контексты. Позволяет детям  понять, что произнесенная фраза приводит к определенному результату; что с помощью речевого высказывания можно повлиять на поведение других людей, что способствует решению создавшейся ситуации.

    Закреплению результатов обучения детей способствовали речевая и развивающая среда в семье, наглядное расписание, блок заданий на неделю (поведение, речь и другие навыки), выполнение домашних заданий.

    На занятиях использую альтернативные коммуникативные системы коррекции:

    – социальные игры (имитационные игры, игры перед зеркалом, ролевые игры);

    –упражнения (вербальная имитация, комментирование изображений на картинках);

    – проведение индивидуальных бесед на доступном для детей уровне.

    В ходе игровых ситуаций формировались умения попросить предмет, повтор действия, умение выразить приветствие, отказ, согласие, удовольствие или недовольство.

    В логопедической работе использую следующие методики коррекции:

    — методика Л.Г.Нуриевой («Развитие речи у аутичных детей»);

    — методика глобального чтения Б.Д.Корсунской;

    — методика коммуникации PECS;

    — элементы методики М.Монтессори.

    В практической деятельности стараюсь изменить не детей, а изменить их поведение, обучить новому поведению; уменьшить нежелательное поведение и обучить навыкам во всех областях развития детей.

            Логопедическое сопровождение имеет здоровьесберегающее направление. Одним из направлений работы с обучающимися с РАС является использование карточек PECS.

           На первом этапе, ввожу первыми две карточки PECS – «нет» и «да», т.к. дети с РАС часто не умеют копировать и повторять движений, таких как кивок и отрицательные махи головой. Освоение этих двух карточек облегчает жизнь родителям и ребенку. Очень важно,  если ребенок может произнести слово «нет» и «да» или показать жестом, карточки использовать не нужно.

          Второй этап ввода карточек PECS — мотивационные предметы и действия ребенка. Например: картинка с яблоком.  Нужно показать ребенку эту картинку и спросить: «Хочешь?», если да, то организовать обмен и озвучить название карточки. Во время передачи яблока, карточку следует забрать и обязательно похвалить. Далее ребенка следует ознакомить с другими обозначениями мотивационных предметов. Обозначенные картинкой действия вводятся так же, как и предметы.

          Например: ребёнок любит кататься на велосипеде. Нужно показать подходящую картинку, сказать «кататься», дать ему возможность прокатиться на велосипеде, еще раз показать картинку.

         Важно! Как только ребенок пытается назвать желаемый предмет словом, карточку следует убрать из альбома.

         Третьим этапом обучения PECS будет набор карточек, которые точно обозначают события — расписание. Расписание включает в себя несколько карточек определенной тематики, расположенные друг за другом в определенном порядке.

         Это может быть расписание дня, похода в магазин, уборки, сборов в магазин, приема пищи и т.д.

          Этот этап вводится при условии, что ребенок видит и понимает картинки на карточках и соотносит картинки с их значением. Пример: «расписание дня». Для ввода этих карточек нужно подготовить планшет (картонная или пластиковая основа), на котором будут выстроены в ряд картинки или фото с изображением тех повседневных занятий, которыми нужно заняться ребенку в течение дня.

    Карточки следует распределить таким образом, чтобы занятия по программе были расположены сразу перед любимыми занятиями ребенка, такими как просмотр мультиков, прогулкой и т.д. Таким образом, ребенок будет понимать, что перед прогулкой ему нужно учиться.

         Расписание можно использовать для развития ребенка в учебных целях. Взяв альбом или планшет нужно спросить: «Что у нас сейчас? А что будет потом?». В конце дня, когда все события из расписания дня закончились, нужно собрать карточки и пообщаться с ребёнком: «Что было в начале дня?», «Что было после занятий?», «Что ты делал после просмотра мультфильма?» и т.д.

         Расписание нужно не только для обучения, а и для того, чтобы убрать у ребенка чувство тревоги.  Часто встречается, что у детей с РАС возникает тревога, если нарушается привычный для них режим дня и ребенок не понимает, что будет происходить дальше.

          У ребёнка, не сразу появится целый альбом карточек PECS. Начинать стоит с одной мотивационной или двух карточек «да/нет». Если ребёнок все понимает и быстро поддается обучению, добавляется еще одна карточка – и постепенно их объём доводится до нужного размера.

         Можно сделать карточки PECS по темам: «поездка к бабушке, «просмотр мультиков», «чистка зубов», «расписания дня», «карточки с нуждами» и т.д. Все карточки для занятий должны быть в доступе, чтобы ребенок смог в любой момент ими пользоваться.

         Карточки PECS очень просто сделать своими руками. Лучше всего использовать фотографии, т.к. изображение более реалистичное и его лучше воспринять ребенку. Можно распечатать на цветном принтере картинки, найденные в интернете. Картинки легко сделать нужного размера сохраняя в предварительно созданной таблице в Microsoft Word.

         За шесть лет работы с детьми с РАС отзывы родителей использовавших PECS говорят о том, что с помощью этих карточек происходит лучшая стимуляция коммуникации, то есть ребёнок сам хочет общаться и начинает строить предложения в своей голове. Карточки только стимулируют его к возникновению речи.

        При сопровождении ребенка с РАС следует учитывать необходимые правила:

    1. Ровный эмоциональный фон. Все фразы и предложения формулируем исключительно в положительном ключе. Разговаривать при этом спокойно и нейтрально.

    2. Никогда не говорить аутичному ребёнку много слов, так как он потеряет мысль уже после третьего слова, а на четвёртом и вовсе перестанет слушать. Говорить нужно кратко, структурировано, чётко, и максимально понятно.

    3. Во время разговора важен глазной контакт. Чтобы чему-то научить аутичного ребёнка, нужно обязательно сесть напротив него и посмотреть в глаза, после уже требовать выполнения какого либо действия.
    4. Зрительное восприятие лучше, чем словесное. Если есть возможность показать, показывайте. Если ребёнок умеет читать, то написанное слово для него лучше произнесённого. Например, если сказать аутичному ребёнку — «Сделай задание, и ты посмотришь мультфильм», он может вас не понять. Если же показать с помощью картинок, что сделав это, ты посмотришь мультфильм – он вас поймёт. Для этого хорошо подходят карточки PECS.

    5. Никогда не поощряйте плохое поведение. Родители и взрослые, которые окружают ребёнка, должны поощрять хорошее и не замечать плохого.

    6. Поощрять ребёнка, когда он не совершает ничего плохого. Нужно дать понять ребёнку, что когда у него хорошее поведение – его замечают и любят. Даже если он ничего не делает нужно обратить его внимание, например, сказав: «Какой ты красивый», «Какой ты умный», «Какая у тебя хорошая улыбка», придумать можно что угодно. Главным фактором является обратить внимание ребёнка на себя в момент, когда он не делает ничего плохого.

         Не стоит пытаться научить ребенка всему сразу, лучше сначала сосредоточиться на одном наиболее доступном ему навыке, постепенно подключая его к наиболее простым операциям в других, часто повторяющих бытовых ситуациях. При правильно построенной работе дети с РАС могут достигать неплохих результатов. В каждом конкретном случае результаты будут разные. Периоды прогресса могут сменяться регрессом, так же, как и у здоровых детей. Для того, чтобы отследить динамику, следует фиксировать (записывать) малейшие достижения. В работе с аутичными детьми, как ни с какими другими, важны последовательность, твердость, настойчивость и требовательность. Добиваясь от ребенка правильного поведения, целенаправленной деятельности, мы формируем соответствующий стереотип, который помогает взаимодействовать, познавать мир, учиться.

    Полный текст статьи можно прочитать по этой ссылке.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie