Старшая школа
Организация обучения старшеклассников по индивидуальным образовательным программам в МАОУ Казанцевской СОШ
Автор статьи: Конев Владимир Юрьевич, учитель математики и информатики МАОУ Казанцевской школы (с.Казанцево, Шушенский район)
Индивидуальная образовательная программа (ИОП) — Программные представления обучающегося о предстоящей образовательной деятельности (учении, обучении, самовоспитании…), её содержании, результатах, времени, месте, средствах и ситуациях взаимодействия с педагогами, обучающимися и другими субъектами.
Индивидуальный учебный план (ИУП) — совокупность учебных предметов (курсов), выбранных для освоения конкретным учащимся из учебного плана общеобразовательного учреждения.
Индивидуальный образовательный маршрут — определённая последовательность освоения компонентов содержания образования, выбранная для конкретного ученика.
Образовательные маршруты — допустимые последовательности освоения компонентов содержания образования (безотносительно к личным смыслам и задачам конкретных обучающихся).[1]
С декабря 2017 года в Казанцевской средней школе созданы условия, позволившие организовать обучение старшеклассников по индивидуальным образовательным программам (далее ИОП). Целью мы ставили создание пространства взросления в учебном процессе, которое должно было обеспечить повышение уровня самостоятельности и ответственности старшеклассников по отношению к своему обучению.
Сначала в апробации модели такого обучения были задействованы только учащиеся 10 класса. Это было обусловлено тем, что учителям нужно было приготовить огромный инструментарий, включающий переструктурированные рабочие программы, многочисленные табло учета, переработанный предметный и дидактический материал. Сейчас практика нового обучения отработана и в ней уже полноценно участвуют все учащиеся старшей школы.
Перед запуском модели обучения старшеклассников по ИОП была проведена длительная содержательная работа педагогического коллектива и подготовительная работа учащихся 10 класса. В эту деятельность вошли следующие этапы:
- Составление каждым учащимся индивидуального учебного плана (сентябрь-октябрь 2017 г). Каждый учащийся 10 класса совместно со своими родителями составлял свой учебный план, который потом в присутствии опять же родителей утверждался завучем.
- Проведение разработческого семинара, создание учительской кооперации (октябрь 2017 г).
- Структурирование учителями предметного содержания с целью определения образовательных маршрутов для возможности построения учащимися индивидуальных образовательных маршрутов (октябрь-ноябрь 2017 г).
- Разработка инструментария для планирования деятельности учащихся (октябрь-ноябрь 2017 г).
- Обсуждение модели с учащимися. Знакомство с инструментарием (ноябрь 2017 г).
Процесс обучения по ИОП был запущен 4 декабря 2017 и на данный момент является установившейся практикой.
Организация обучения старшеклассников по ИОП представлена тремя пространствами:
- Планирование;
- Реализация;
- Рефлексия.
Планирование учащимися своей ежедневной учебной деятельности проходит с 8.00 до 8.30. В это время ученики на основе шаблонов планов на день, табло планирования по предметам, пожеланий учительской кооперации, ресурсов учительской кооперации составляют индивидуальный маршрут на день. Кроме различных табло, учащимся предоставлены краткие аннотации к предметным темам, в которых отражены примерное время на изучения, способы изучения, формы контроля. Составленный учащимся план на день утверждается дежурным учителем, назначаемым в учительской кооперации на конкретный день.
С 8.30 и до 14.30 учащиеся занимаются реализацией своих индивидуальных планов на день. Учащимся в свободном доступе предоставлены холл третьего этажа и информационный центр, включающий в себя учебный класс, компьютерный класс и библиотеку. Взаимодействие учащихся по поводу освоения ими предметного содержания осуществляется в сводных группах, парах, индивидуально на основе методик коллективных учебных занятий: ВТ, ВОЗ, ВПТ, ВПЗ, методика Ривина. Часть предметного материала учащимися может изучаться по видеоурокам, к которым учитель заранее готовит методическую инструкцию. Хорошие результаты показывает методика схематизации. Также используются лекции, семинары, практикумы.
В ходе реализации своей ИОП каждый учащийся постоянно меняет позиции: где-то он обучается, где-то обучает, где-то принимает тему у другого ученика.
Всю деятельность учащихся по реализации ими планов на день можно развести по трем процессам. В учебном процессе учащиеся осваивают новое содержание. В производственном процессе – работают над докладами, рефератами, выполняют индивидуальный проект. В клубном процессе учащиеся своими силами организуют для себя различны тренинги, игры, проводят мастер-классы, например, по кулинарии, другими словами, организуют полезный отдых.
Жизненно необходимым инструментом для успешной реализации учащимися своих индивидуальных программ является рефлексия. Она позволяет своевременно выявлять различные проблемы и затруднения учащихся по освоению ими учебного содержания, позволяет учащимся корректировать свои программные представления, обеспечивает наиболее эффективное взаимодействие учащихся с учительской кооперацией.
Для проведения рефлексии учащиеся «по желанию» сформировали пять постоянных отрядов. В каждом отряде выбран командир. В первые две недели апробации обучения по ИОП совместная с учительской кооперацией рефлексия проходила ежедневно. Это позволило учащимся сформировать необходимые навыки планирования, понять «модель». Сейчас рефлексия организуется раз в неделю по пятницам в 14.30. Сначала командиры организуют рефлексию в постоянных отрядах, а потом встречаются с учительской кооперацией для проведения общей рефлексии. После проведения рефлексии командир знакомит свой отряд с ее итогами.
Проведенный после первого года апробации модели анализ показал повышение у старшеклассников качества как предметных так и метапредметных результатов. Школьный мониторинг показал развитие рефлексивных умений, развитие умений управленческого цикла, общих умений коммуникации.
На данный момент новая практика обучения старшеклассников в Казанцевской средней школе вошла в режим функционирования.
[1] Лебединцев В.Б. Индивидуальная образовательная программа школьника как новое дидактическое явление // Современная дидактика и качество образования: обеспечение новых стандартов: сборник статей и стенограмм III Всероссийской научно-методической конференции, Красноярск, 19–21 января 2011 г. – Красноярск, 2011. – С. 163.