МАОУ Казанцевская СОШ им. Героя Советского Союза А.А. Семирадского
село Казанцево, Шушенский район, Красноярский край
  • Новая образовательная практика

    Старшая школа

    Организация обучения старшеклассников по индивидуальным образовательным программам в МАОУ Казанцевской СОШ

    Автор статьи: Конев Владимир Юрьевич, учитель математики и информатики МАОУ Казанцевской школы (с.Казанцево, Шушенский район)

    Индивидуальная образовательная программа (ИОП) — Программные представления обучающегося о предстоящей образовательной деятельности (учении, обучении, самовоспитании…), её содержании, результатах, времени, месте, средствах и ситуациях взаимодействия с педагогами, обучающимися и другими субъектами.

    Индивидуальный учебный план (ИУП) — совокупность учебных предметов (курсов), выбранных для освоения конкретным учащимся из учебного плана общеобразовательного учреждения.

    Индивидуальный образовательный маршрут — определённая последовательность освоения компонентов содержания образования, выбранная для конкретного ученика.

    Образовательные маршруты — допустимые последовательности освоения компонентов содержания образования (безотносительно к личным смыслам и задачам конкретных обучающихся).[1]

    С декабря 2017 года в Казанцевской средней школе созданы условия, позволившие организовать обучение старшеклассников по индивидуальным образовательным программам (далее ИОП). Целью мы ставили создание пространства взросления в учебном процессе, которое должно было обеспечить повышение уровня самостоятельности и ответственности старшеклассников по отношению к своему обучению.

    Сначала в апробации модели такого обучения были  задействованы только учащиеся 10 класса. Это было обусловлено тем, что учителям нужно было приготовить огромный инструментарий, включающий переструктурированные рабочие программы, многочисленные табло учета, переработанный предметный и дидактический материал. Сейчас практика нового обучения отработана и в ней уже полноценно участвуют все учащиеся старшей школы.

    Перед запуском модели обучения старшеклассников по ИОП была проведена длительная содержательная работа педагогического коллектива и подготовительная работа учащихся 10 класса. В эту деятельность вошли следующие этапы:

    • Составление каждым учащимся индивидуального учебного плана (сентябрь-октябрь 2017 г). Каждый учащийся 10 класса совместно со своими родителями составлял свой учебный план, который потом в присутствии опять же родителей утверждался завучем.
    • Проведение разработческого семинара, создание учительской кооперации (октябрь 2017 г).
    • Структурирование учителями предметного содержания с целью определения образовательных маршрутов для возможности построения учащимися индивидуальных образовательных маршрутов (октябрь-ноябрь 2017 г).
    • Разработка инструментария для планирования деятельности учащихся (октябрь-ноябрь 2017 г).
    • Обсуждение модели с учащимися. Знакомство с инструментарием (ноябрь 2017 г).

    Процесс обучения по ИОП был запущен 4 декабря 2017 и на данный момент является установившейся практикой.

    Организация обучения старшеклассников по ИОП представлена тремя пространствами:

    • Планирование;
    • Реализация;
    • Рефлексия.

    Планирование учащимися своей ежедневной учебной деятельности проходит с 8.00 до 8.30. В это время ученики на основе шаблонов планов на день, табло планирования по предметам, пожеланий учительской кооперации, ресурсов учительской кооперации составляют индивидуальный маршрут на день. Кроме различных табло, учащимся предоставлены краткие аннотации к предметным темам, в которых отражены примерное время на изучения, способы изучения, формы контроля. Составленный учащимся план на день утверждается дежурным учителем, назначаемым в учительской кооперации на конкретный день.

    С 8.30 и до 14.30 учащиеся занимаются реализацией своих индивидуальных планов на день. Учащимся в свободном доступе предоставлены холл третьего этажа  и информационный центр, включающий в себя учебный класс, компьютерный класс и библиотеку. Взаимодействие учащихся по поводу освоения ими предметного содержания осуществляется в сводных группах, парах, индивидуально на основе методик коллективных учебных занятий: ВТ, ВОЗ, ВПТ, ВПЗ, методика Ривина. Часть предметного материала учащимися может изучаться по видеоурокам, к которым учитель заранее готовит методическую инструкцию. Хорошие результаты показывает методика схематизации. Также используются лекции, семинары, практикумы.

    В ходе реализации своей ИОП каждый учащийся постоянно меняет позиции: где-то он обучается, где-то обучает, где-то принимает тему у другого ученика.

    Всю деятельность учащихся по реализации ими планов на день можно развести по трем процессам. В учебном процессе учащиеся осваивают новое содержание. В производственном процессе – работают над докладами, рефератами, выполняют индивидуальный проект. В клубном процессе учащиеся своими силами организуют для себя различны тренинги, игры, проводят мастер-классы, например, по кулинарии, другими словами, организуют полезный отдых.

    Жизненно необходимым инструментом для успешной реализации учащимися своих индивидуальных программ  является рефлексия. Она позволяет своевременно выявлять различные проблемы и затруднения учащихся по освоению ими учебного содержания, позволяет учащимся корректировать свои программные представления, обеспечивает наиболее эффективное взаимодействие учащихся с учительской кооперацией.

    Для проведения рефлексии учащиеся  «по желанию» сформировали пять постоянных отрядов. В каждом отряде выбран командир. В первые две недели апробации обучения по ИОП совместная с учительской кооперацией рефлексия проходила ежедневно. Это позволило учащимся сформировать необходимые навыки планирования, понять «модель». Сейчас рефлексия организуется раз в неделю по пятницам в 14.30. Сначала командиры организуют рефлексию в постоянных отрядах, а потом встречаются с учительской кооперацией для проведения общей рефлексии. После проведения рефлексии командир знакомит свой отряд с ее итогами.

    Проведенный после первого года апробации модели анализ показал повышение у старшеклассников качества как предметных так и метапредметных результатов.  Школьный мониторинг показал развитие рефлексивных умений, развитие умений управленческого цикла, общих умений коммуникации.

    На данный момент новая практика обучения старшеклассников в Казанцевской средней школе вошла в режим функционирования.

    [1] Лебединцев В.Б. Индивидуальная образовательная программа школьника как новое дидактическое явление // Современная дидактика и качество образования: обеспечение новых стандартов: сборник статей и стенограмм III Всероссийской научно-методической конференции, Красноярск, 19–21 января 2011 г. – Красноярск, 2011. – С. 163.

    Разработки учебных занятий

    Программы учебных курсов

    Курс внеурочной деятельности «Ступеньки исследования»

    Пояснительная записка

    Курс внеурочной деятельности «Ступеньки исследования»

    Рабочая программа составлена на основе следующих документов:

    ·Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Раздел II «Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования», пункт 9,10,11.

    · Основная образовательная программа Основного общего образования общеобразовательного учреждения. Целевой раздел основной образовательной программы основного общего образования. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования.

    ·Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения (основная школа) Часть 1. Целевой раздел. 1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования. 1.2.3. Планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ

    ·Фундаментальное ядро содержания общего образования. Базовые национальные ценности.

    ·Программа внеурочной деятельности. Содержание курса внеурочной деятельности.

    ·Программа развития универсальных учебных действий

     

    Цели курса

    ·Приобщение учащихся к плановому ведению исследования; выведение их на реальный результат (написание исследовательской работы, выступление на школьной научно – исследовательской конференции и т.д.).

    ·Формирование умения ориентироваться в современном информационном пространстве.

    ·Развитие творческих способностей, исследовательских навыков учащихся, повышение социального статуса знаний.

    ·Развитие в процессе деятельности разных типов мышления.

    Задачи курса

     

    ·Познакомить учащихся с теоретическими основами исследовательской деятельности.

    ·Научить учащихся работать с различными источниками информации.

    ·Отработать навыки публичного выступления, защиты своей работы перед аудиторией.

    ·Организовать разнообразную творческую, личностно значимую исследовательскую деятельность детей.

    Общая характеристика курса

    Данная программа направлена на реализацию ООП ООО в части подпрограммы развития универсальных учебных действий, включающей формирование компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности.

    Программа «Ступеньки исследования» способствует формированию исследовательской компетенции, которая представляет собой совокупность знаний в определённой области, умения видеть и решать проблемы, ставить цель, планировать деятельность, осуществлять сбор и анализ необходимой информации, выбирать наиболее оптимальные методы, выполнять эксперимент, представлять результаты исследования.

    Современный учитель должен, прежде всего, не дать знания ученику, а вооружить его инструментом познания, научить его одновременно правильно выстраивать отношения с людьми и окружающим миром. Одна из важнейших задач учителя в современных условиях — уметь создать среду, провоцирующую учащегося на появление вопросов и желание найти ответы, то есть на проявление черт исследовательского поведения. Исследовательское поведение — один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире.

    Исследовательская деятельность учащихся служит достижению одной из важнейших целей образования – научить детей мыслить самостоятельно, уметь выявить и решить проблему, привлекая знания из разных областей науки.

    Курс носит развивающую, деятельностную и практическую направленность.  Основными формами занятий являются решение исследовательских задач, проблемно-лабораторные и практические занятия.

    Через деятельность образовательного курса учащиеся приобретают навыки в применении и использовании методов исследования: эксперимент, анализ, синтез, обобщение, что способствует развитию логического мышления.

    Эксперимент (проба) — метод познания, при помощи которого в управляемых условиях исследуются явления действительности. Эксперимент осуществляется на основе теории, определяющей постановку задач и интерпретацию его результатов. Главной задачей эксперимента служит проверка гипотез. 

    Теоретический анализ представляет собой прием мышления, кото­рый заключается в том, что в изучаемом явлении выделяются составля­ющие его части, элементы для специального, углубленного изучения.

    Теоретический синтез — это прием мышления, который сводится к выявлению существенных связей и отношений, в том числе и причин­но-следственных, между ранее выделенными элементами. В результате приобретается более глубокое знание о предмете изучения в целом. Син­тез имеет целью воссоздать из выявленных элементов и фактов цель­ную картину, позволяет объединить все данные, полученные при аналитической работе, и подчинить их едино­му видению существа решаемого вопроса.

    Сравнение — сопоставление объектов с целью выявления черт сход­ства или различия между ними (или выявление того и другого). Прием сравнения используется в умозаключениях по аналогии и в процессе обобщения. Сравнение — познавательная операция, которая осуществ­ляется для выяснения сходства или различия объектов, выявления отношения между ними. При сравнении нужно помнить, что сравнивают­ся лишь сопоставимые объекты. Сопоставимость устанавливается по наличию признаков, по которым допускается сравнение. Для сравне­ния берутся признаки, которые определяют возможные отношения между объектами. Такие признаки называются основаниями. Правило сопоставимости гласит, что сравнение допускается по одному признаку. Сравнение имеет смысл, если соблюдается условие однородности. Нельзя подменять сравнение последовательным перечислением всех признаков сначала одного, а затем другого объекта без анализа этих признаков, и, соответственно, без учета различения и выделения среди них существенных и несуще­ственных.

    Обобщение — есть совокупность мыслительных операций, приводя­щих к конечному результату — выводу. Чтобы получить обобщение, надо проделать ряд известных мыслительных операций: анализ явле­ний с целью выявления существенных и несущественных признаков, абстрагирование — для выделения существенных признаков изучаемых явлений (каждого в отдельности), сравнение изучаемых явлений по существенным признакам для выявления сходства и различия, синтез выделенных признаков в единую формулировку — вывод.

    Курс обязательный, рассчитан на четыре года обучения. Включает в себя разделы: для 5 – 6 классов «Учусь быть исследователем» и для учащихся 7 – 8 классов «Лаборатория» / «Полигон» (в 7-8 классе ученик имеет право выбора формы).  Занятия проводятся по 0,5 ч в неделю в течение полугодия.

    Курс «Учусь быть исследователем» является пропедевтическим, где учащиеся получают элементарные навыки исследования: наблюдение, приемы работы с лабораторным оборудованием, определение проблемы и поиск путей решения.

    «Полигон» и «Лаборатория» – это формы внеурочной деятельности учащихся, при которых ведущим способом действия является исследование. «Полигон» — это место, где проводятся множественные испытания объекта с целью выявления его свойств, «Лаборатория» – это место, где проводятся исследования по проблеме с соблюдением необходимых методик.

    Итогом четырёхлетнего курса является исследовательская работа и её защита на школьной научно – практической конференции.

    Материалы курса

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie